Avito vs конкуренты: обзор российских классифайдов

Иностранный термин классифайд означает не что иное, как давно известные всем доски объявлений, которыми люди пользуются уже много лет. Изначально это были печатные издания, собирающие все объявления частных лиц в разных категориях: от автомобилей и недвижимости до знакомств и работы. За свежими номерами таких газет выстраивались очереди, во многих сферах работа строилась на штудировании этих изданий. С развитием технологий, большинство классифайдов ушло в интернет-пространство, и именно там «сражаются» за свою аудиторию.

Сегодня этот рынок продолжает активно расти. По прогнозам экспертов Goldman Sachs, к 2020 году объем сегмента классифайдов в России выйдет на уровень в 47 млрд руб. Современным лидером в этой области заслуженно является Avito. Благодаря удачному времени для старта, грамотной стратегии и солидным инвестициям Avito смог войти в ТОP-5 Российского интернета и привлечь 35 млн уникальных посетителей в месяц. Аудитория для классифайда — самый главный инструмент развития,  ведь чем больше трафик, тем больше база объявлений и привлекательность ресурса для пользователей.

Успех Avito подстегнул развитие рынка классифайдов в России. Многие предприниматели увидели перспективную нишу и кинулись разрабатывать свои стартапы. А существующие конкуренты «стряхнули пыль» с устоявшихся правил работы в надежде сохранить свои позиции.

Давайте разберемся, кто есть кто на российской арене классифайдов, какие перспективы у конкурентов Avito и есть ли они вообще.

Основные участники рынка

Для начала нужно отметить, что Avito развивался по модели «горизонтального» классифайда, т.е. ресурса, где объединились все популярные категории объявлений. Именно благодаря этой стратегии удалось привлечь огромную заинтересованную аудиторию. До появления Avito, лидером на этом рынке был ресурс «Из рук в руки», выросший из популярного печатного издания. Несмотря на то, что к 2011 году на нем было размещено около 1 млн объявлений, «битву» за аудиторию сайт проиграл. Главной ошибкой «Из рук в руки» была нацеленность на получение быстрой прибыли от рекламы на сайте, а не развитие ресурса. К тому же, всё внимание на тот момент было сконцентрировано на печатном издании. И сейчас, несмотря на серьезные намерения руководства «Пронто-Медиа» (владельца irr.ru) вложиться в рекламу и развитие проекта, составить конкуренцию Avito они вряд ли смогут.

На сегодняшний день ситуация на рынке классифайдов выглядит так:

Вы можете заметить, насколько большой отрыв Avito от конкурентов. При этом порталы Tiu и «Пульс цен» специализируются на сегменте b2b и, в основном, нацелены на предпринимателей. Avito сейчас активно развивает сервис Магазины и выигрывает в этом сегменте не только по охвату аудитории, но и в ценовой политике. К тому же маркетинговая стратегия Avito направлена и на поддержку бренда в офлайне, тогда как остальные сосредоточились только на интернет-продвижении.

Где продают квартиры и автомобили?

Особенностью российского рынка классифайдов является высокий уровень доверия к ресурсам, работающим с отдельными категориями. То есть наши люди предпочитают продавать машины и квартиры на специализированных сайтах. Поэтому и Avito активно развивает разделы Транспорт и Недвижимость. Последний вообще было решено вынести в отдельный ресурс и продвигать под брендом Domofond, который уверенно занял место в Тоp 3 самых востребованных сайтов в этой категории.

Лидер в этой области сайт Cian.ru долгое время работал, в основном, на Москву и Подмосковье и сравнительно недавно начал развиваться в регионах. Domofond изначально придерживался стратегии Avito и активно занимался региональным продвижением. Все основные классифайды в сфере недвижимости, помимо объявлений, привлекают пользователей и разными тематическим материалами: от блогов с советами экспертов до статей о дизайне.  Domofond серьезно расширил этот контент и включил полезные инструменты для риелторов и покупателей.

Что касается сегмента интернет продаж автомобилей, здесь Avito потеснил гиганта и старожила этой сферы – Drom.ru. Это произошло опять же благодаря огромной аудитории.

Но портал drom.ru нельзя назвать классическим классифайдом, это целая энциклопедия автомобильных знаний и площадка для общения всех, кому интересна эта тема. Такая стратегия помогла собрать довольно большую и лояльную аудиторию – 21,9 млн человек в месяц. Однако, если смотреть по количеству размещенных объявлений, Avito явно лидирует по этому показателю.

«Наполеоновские» планы Яндекса и Mail.ru Group

Естественно, такие гиганты не будут стоять в стороне и упускать свою долю рынка. В октябре 2015 года Mail.ru Group запустили классифайд в форме бесплатного мобильного приложения – «Юла». Такой формат был выбран из-за возможности определения геолокации пользователя, чтобы предложить ему подходящие объявления. Благодаря серьезным вливаниям в маркетинг и рекламу в офлайне, к середине 2016 года количество пользователей «Юлы» превысило 2,5 млн человек. Но из-за существенных технических недоработок, отзывы о приложении весьма неоднозначные и чаще негативные. К тому же, в отличие от Avito, все возможности сервиса доступны исключительно пользователям мобильного приложения, на сайте можно только просматривать объявления без контактов. В общем, классическая ситуация – масштабная реклама и технически «сырой» продукт.

У Яндекса более грандиозные и далеко идущие планы. Из классических агрегаторов, сервисы Яндекса постепенно превращаются в самостоятельные классифайды. А с аудиторией тут все в порядке. В январе 2016 года было сформировано отдельное подразделение «Яндекс.Вертикали», куда вошли все сервисы объявлений. В первую очередь, здесь сосредоточились на продвижении категорий Авто и Недвижимость. После покупки в 2014 году сервиса объявлений Auto.ru, Яндекс объединил свои автомобильные проекты под этим брендом. Пока Auto.ru существенно отстает от Avito – ежемесячная аудитория сайта не превышает 6 млн человек. Но Яндекс и дальше планирует развивать сервис и стать одним из основных участников этого рынка.
Раздел Яндекс.Недвижимость, который раньше только собирал все объявления по этой теме, сейчас напрямую принимает их от пользователей. В конце 2014 года также был запущен агрегатор предложений застройщиков о продаже квартир в новостройках. Именно сегмент новостроек Яндекс выбрал для себя основным.

Существуют ли действительно бесплатные доски объявлений?

Многие региональные классифайды ведут свою «войну» с лидером рынка. С помощью лозунга «Переходите на действительно бесплатную доску объявлений!», они пытаются привлечь свою аудиторию. Но как показывает анализ таких площадок, все они в той или иной степени монетизируют свои услуги. Вопрос, за что там платить? Ведь кроме скопированного с Avito интерфейса и довольно скромных возможностей, пользователи не находят для себя ничего интересного. Конечно, в регионах есть успешные площадки для продаж, но они, как правило, сильно сегментированы. Это тематические форумы, узконаправленные сайты, и аудитория здесь несравнима мала.

Исходя из нашего обзора, можно сделать вывод, что на рынке классифайдов основная борьба всегда будет за увеличение количества пользователей. Ведь без соответствующего трафика доска объявлений превращается просто в выставку, не приносящую пользу ни продавцам, ни покупателям.

Источники:
РБК 25.03.2015 «Издатель «Из рук в руки» — РБК: Мы должны капитализировать наше наследие»
РБК 21.12.2015 «Гонки по вертикали: как «Яндекс» борется с Avito за рынок в 47 млрд руб.»
Forbes 14.06.2017 «Обмани, но продай: что мешает рынку классифайдов»
vc.ru 10.08.2016 «Mail.Ru Group рассказала о своём сервисе-конкуренте Avito «Юла» спустя девять месяцев после запуска»
Auto.ru
Drom.ru

Автор: Ксения Куприянович

Главный редактор

Avito vs конкуренты: обзор российских классифайдов: 5 комментариев

  1. Не кажется ли вам несколько некорректным сравнивать трафик на площадках, продающих спецтехнику и металлопрокат, с трафиком на площадках размещающих объявления о поиске хозяев для бездомных животных, продажае поношенной одежды и холодильников, которые жалко выбросить и лучше разместить на некоем сайте за 500р?

  2. Полностью согласен с Любопытным — очень странно сравнивать площадку на которой можно купить спецтехнику и металлопрокат с площадкой на которой можно купить телеканал, нефтяной танкер и футбольный клуб.

    1. Отчасти вы правы по поводу трафика, может быть, не очень корректно. Но если спецтехника и металлопрокат также успешно продаются на Авито, как и на специализированных сайтах, почему их не сравнивать как конкурентов? Ведь продавцам, по большому счету всё равно, где продавать спецтехнику — среди котят и шуб или на спец.ресурсах. Где больше трафик — туда и стремятся. И если Авито расширяет все разделы, в том числе и специфические, то он заведомо отберет кусок рынка узконаправленных классифайдов.

  3. Интересная статья, только вот о сравнении с Юлой хотелось бы чуть больше графиков и цифр. По многим сайтам занимает второе место, а вот о том на сколько отстает по разным показателям пока не нашел информации.

  4. Интересный график про количество объявлений. Взяли число легковых авто на дроме и сравнили с легковыми авто, спецтехникой, мототехникой и другим транспортом на авито. Другой транспорт с дрома не вошел в число, зато получился большой отрыв. А между тем, если сравнить легковые на дроме и авито, цифры совсем другие. И в принципе вся статья такая, про конкурентов, но без главных конкурентов.

Обсуждение закрыто.