Частная торговля в российском интернете: результаты исследования Data Insight и Avito

В октябре 2017 года были представлены результаты совместного исследования агентства Data Insight и Avito «C2C в российском интернете. Интернет-торговля между частными лицами». Большинство прогнозов по развитию этого рынка оказались впечатляющими, как и цифры, представленные в отчете. Некоторые выводы стали и вовсе неожиданными. Мы решили подробнее познакомить вас с результатами этого исследования, чтобы еще раз убедить в том, что получать основной доход от частных продаж в интернете — перспектива вполне реальная.

Как проводилось исследование?

Методика исследования включала 3 вида опросов:

 личное интервью (1600 респондентов в 130 населенных пунктах 33 субъектов РФ)
 онлайн-анкетирование людей, бывших за последние полгода продавцом или покупателем товаров в секторе частной интернет-торговли (2000 респондентов)
 онлайн-опрос частных продавцов на Avito из числа тех, у кого было хотя бы одно активное объявление за последние полгода (11976 респондентов).

Для подсчета абсолютных оценок количества продавцов и покупателей сегмента С2С использовались данные Mediascope WebIndex (январь – июнь 2017), по которым общая интернет-аудитория пользователей в возрасте от 18 до 64 лет составляет 75,3 млн человек.

Общие прогнозы

По прогнозу на основе данных за первое полугодие, к концу 2017 года объем рынка частных продаж в интернете достигнет 295 млрд рублей. В этом виде торговли будут участвовать около 18 млн. человек, а средний чек будет порядка 3250 рублей, что сопоставимо с уровнем официальных интернет-магазинов.

На долю Avito приходится 70% сделок, а это в несколько раз выше, чем у ближайших конкурентов (которыми владеет Mail.Ru Group). При этом около трети продавцов использует несколько каналов для частных продаж, в том числе и соцсети, но большинство отдает предпочтение сервисам объявлений, и в первую очередь Avito.

С2С-продажи через Avito в денежном выражении – это 15,7 млрд рублей в месяц.

Портрет продавца

Ниша частных продаж в интернете еще достаточно свободна – всего 9% пользователей (а это 6,6 млн.чел.) за последние полгода продавали что-то в частном порядке, при этом только 10% из них занимаются этим регулярно. Всего около 300 тыс. человек относят себя к профессионалам и получают стабильный основной доход в этой сфере. Еще один ключевой показатель: на 350 тысяч самых активных продавцов приходится 40% всех сделок.

По результатам исследования портрет продавца получился неожиданным: типичный С2С продавец – это обеспеченная домохозяйка со стажем в интернете более 5 лет.

Что касается географии, большинство продавцов находятся в столичных Москве и Санкт-Петербурге (37%). В то же время, частные интернет-продажи развиваются даже в сельской местности –около 100 тысяч жителей продают что-то в сети!

В разбивке по округам РФ, самыми активными, помимо Центрального ФО, являются Северо-Западный, Приволжский и Сибирский ФО.

Из всех опрошенных, подавляющее большинство (76%) используют для продаж только интернет. Эта цифра показывает, что торговые интернет-площадки постепенно вытесняют другие, менее удобные способы продаж.

Портрет покупателя

Доля С2С покупателей в интернете – это 11% пользователей (около 8,3 млн. человек), из них 9% использовали для совершения покупки сервисы объявлений, а 3% — соцсети, форумы и мессенджеры. Для сравнения, тех, кто за последние полгода покупал товары в интернет-магазинах – 36%.

Типичный покупатель – это молодой человек, чаще женщина, с большим опытом использования интернета и средним или более высоким уровнем дохода. Почти половина C2C-покупок (47%) приходится на 1 миллион самых активных покупателей.

География покупательской аудитории более смещена в сторону небольших городов: за пределами областных центров проживает 22% покупателей (а продавцов только 19%).

Что продают на С2С рынке?

80% C2C-продавцов предлагают б/у товары, 38% продают новые неподошедшие товары, и только 8% продавцов занимаются перепродажей. Причем почти половина всех продавцов предлагает несколько типов товаров.

А чего хотят покупатели?

Результаты распределения покупок показывают, что покупатели заинтересованы прежде всего в новых товарах. Доля б/у товаров также велика – 36%.

Потенциал рынка С2С продаж в интернете

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

 треть C2C-покупателей не совершают покупки в интернет-магазинах, а только через сервисы объявлений и другие частные каналы.
 10 миллионов человек сделают в 2017 году хотя бы одну покупку у частного лица через интернет.

Это доказывает, что рынок частных интернет-продаж будет стабильно развиваться, и причина очевидна: постоянный рост заинтересованной аудитории.

Источники:
Data Insight 24.10.2017 «C2C в российском интернете. Интернет-торговля между частными лицами»
RETAIL & LOYALTY 25.10.2017 «Объем C2C-продаж в России достигнет 295 млрд руб. к концу 2017 года»